III. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ИНДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

   12. В действительности люди обладают различными мыслительными способностями. Так, например, нам всем известно о том , что Жюль Верн создавал произведения только на фантастические темы. А действующие лица в произведениях великого русского писателя Л. Н.Толстого - живые люди, которых он знал непосредственно сам. Изменять образы их (в частности, образы Анны Карениной, Каренина, Вронского и других) даже по своим замыслам он был не в состоянии /30/. Когда Л. Н. Толстой принимался за философию, то становился на положение истасканного, истеричного хлюпика, юродствующего во Христе со своей теорией "непротивления злу" насилием /31/. Да и между результатами логического мышления учёных, политических деятелей и т.д. лежат огромнейшие пропасти. Так, например, труды Н. И. Красногорского и его сотрудников по сравнению с трудами И. П. Павлова отличаются бедностью мысли. Усердие Г. Ф. Александрова на философском фронте остаётся и по сей день так же безрезультатным /32/. Это происходит потому, что "теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности" /33/. Вот мне сейчас и необходимо будет найти физиологическую основу, обусловливающую основные разновидности индуктивного логического мышления людей. Данное исследование, конечно, следует вести по восходящей.

а) Бессилие мышления

   13. Есть личности, у которых иррадиация и концентрация раздражения в речевом центре больших полушарий их головного мозга полностью или почти отсутствуют. Таковые могут быть только или почти идиотами наподобие описанных К. Д. Ушинским /34/. И А. П. Чеховым в рассказике "Душечка" в образе героини Оленьки. О театре и об актёрах она повторяла то, что говорил её первый муж Кукин. При втором браке у неё были мысли такие же, как и у второго её мужа, после смерти которого, став приживалкой у полкового ветеринарного врача Смирина, она стала повторять его мысли и была обо всём такого же мнения, как и он. После уезда ветеринара с полком "у неё уже не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала всё, что происходит кругом, но ни о чём не могла составить мнения и не знала, о чём ей говорить. А как это ужасно не иметь никакого мнения! Видишь, например, как стоит бутылка, или идёт дождь, или едет мужик на телеге, но для чего эта бутылка, или дождь, или мужик, какой в них смысл, сказать не можешь и даже за тысячу рублей ничего не сказала бы. При Кукине и Пустовалове, и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить всё и сказала бы своё мнение о чём угодно, теперь же и среди мыслей и в сердце у неё была такая же пустота, как на дворе. И так жутко, и так горько, как будто объелась полыни". И так день за днём, год за годом.
   Когда ветеринар ушёл а отставку и вернулся со своей женой и сыном Сашей, у неё появились свои мнения.
   - "Трудно теперь стало в гимназии учиться, - рассказывает она на базаре. - Шутка ли, вчера в первом классе задали басню наизусть, да перевод латинский, да задачу... Ну где тут маленькому? И она начинает говорить об учителях, об уроках, об учебниках - тоже самое, что говорит о них Саша" /35/.
   Полное или почти полное отсутствие иррадиации и концентрации раздражения в речевом центре у таких личностей приводит к обнажению условных связей, т.е. их головной мозг способен производить труд только ассоциационного (компилятивного) характера.
   14. Я уже сказал о том, что иррадиация и концентрация раздражения распространяется по одноимённым сущностям словесных терминов. Но не у всякого человека его мозг способен схватить эту сущность. В таком случае иррадиация раздражения будет распространяться в хаотической форме, и концентрация не сможет образовать точные логические понятия. Такой человек также не способен будет логически мыслить. "Разобщающий рассудок разрывает тогда предмет - даже в том случае, если этот последний есть нечто живое, растение или животное, - посредством своих односторонних, конечных категорий причины и действия, внешней цели и средства и т.д. и, таким образом, несмотря на все свои умствования, оказывается неспособным понять природу предмета - познать духовную связь, сдерживающую собою все частности" /36/.
   15. Но пользоваться ранее созданными результатами мышления без какой-либо критической обработки их такой человек может. Вызубрит тот или иной преподаватель из старых дореволюционных учебников логики, что физиология высшей нервной деятельности, логика и психология являются совершенно различными науками, ничего общего между собой не имеющими /37/. А почему? Растолковать не может. Более того, при столкновении с противоположным мнением занимает всегда реакционную (старую) позицию. /38/ Это явление в научном мире получило название догматизма и схоластики. Догматизм и схоластика - это не что иное, как подмена мыслительных процессов, т.е. иррадиации и концентрации раздражения в речевом центре больших полушарий головного мозга человека условной связью. Такой человек, конечно, может даже основательно ознакомиться с трудами классиков марксизма-ленинизма. Но знания его будут подобны знаниям христианами библии, которые далеки от руководства к действию.

б) Воображение или фантазия

   16. По учению И. П. Павлова процесс иррадиации раздражения вообще во всех анализаторах головного мозга животных, как правило, проходит довольно быстро, даже стремительно, тогда как концентрация - очень медленно, минутами /39/.
   В речевом центре больших полушарий головного мозга человека преобладание иррадиации раздражения и отставание концентрации может быть выражено ещё более резко, чем в других анализаторах. Вот это явление и обусловливает воображение или фантазию, т.е. отлёт мысли от воспринимаемых органами чувств явлений объективной действительности и её искажение (см. схему № 10).
   Воображение или фантазия - это не что иное, как результат создания новых образов из разноимённых частей прежних восприятий явлений объективной действительности. Нам всем известно о том, что фантазия в прошлом составляла основу народного творчества, наполненного мифическими существами наподобие древнеегипетского сфинкса - льва с головой человека, русалки - женщины с рыбьим хвостом, лешими, чертями, домовыми т.д. Я уже говорил и о том, что дети, только что научившиеся говорить, одушевляют неодушевлённые предметы. Более взрослые из них в мыслях путешествуют по джунглям, Антарктике, летают из пушки на Луну и т.д. и т.п. Вот этой, но с ещё наиболее сильно выраженной особенностью, обладал и головной мозг некоторых писателей, как, например, Жюль Верна , А. Н.Толстого и других. Наличие довольно сильной иррадиации раздражения в речевом центре больших полушарий головного мозга давало им возможность подняться до высот наук их времени. Но наличие слабой концентрации раздражения не давало им возможности свои знания довести до логической точности. Более, на что они были способны, это из мира грёз возвратиться в мир действительности, как, например, А. Н.Толстой, да и то со значительным запозданием. Да, до Луны люди всё же смогут добраться, но только не в пушечном снаряде.
   Воображение или фантазия - это не что иное, как подготовительная ступень, преддверие к развитию человеческого мышления во всеобщем масштабе. "Религия - ребячество, детство человечества, христианство из морали сделало бога, создало морального бога. Религия есть зачаточное образование" /40/. "Напрасно думают, - говорил В. И. Ленин, - что она (фантазия) нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности" /41/.

в) Единичное или художественное мышление

   17. Теперь мне необходимо будет рассмотреть разновидность логического мышления человека при наличии иррадиации и концентрации раздражения в его речевом центре примерно равными по силе.
   Сущность словесных терминов, или, как принято их называть в учебниках элементарной логики, содержание понятий и их объём находятся в обратной зависимости по отношению друг к другу: так с увеличением объёма понятий соответственно уменьшается их содержание, т. е. ограничивается их сущность и наоборот /42/. Логическая операция ограничения сущности словесных терминов будет выглядеть следующим образом (см. также и схему № 7).
   Сова - днем спит, а ночью охотится; имеет загнутые когти и клюв, питается мясом: покрыта перьями, имеет крылья, летает; имеет раздражимость (т.е. нервную систему); содержит в себе углерод; состоит из атомов.
   Хищные птицы - имеют загнутые когти и клюв, питаются мясом; покрыты перьями, имеют крылья, летают; имеют раздражимость; содержат в себе углерод; состоят из атомов.
   Птицы - покрыты перьями, имеют крылья, летают; имеют раздражимость; содержат в себе углерод; состоят из атомов.
   Мир животных - имеет раздражимость; содержит в себе углерод; состоит из атомов.
   Органическая природа - содержит в себе углерод; состоит из атомов.
   Материя - состоит из атомов.
   Вот поэтому иррадиация раздражения в речевом центре больших полушарий головного мозга человека наиболее свободно охватывает общую сущность единичных или близких к ним словесных терминов. Но при удалении от центра раздражения к тому же ещё и ослабевающей волне иррадиации становится всё труднее и труднее охватывать общую сущность уже особенных и тем более всеобщих словесных терминов. И у довольно многих личностей она затухает, охватив собой только часть словесных терминов (см. схему № 11). Так, например, если в данном случае словесные термины "Иван, сова, берёза, ртуть" при возбуждении могут дать по 25 единиц раздражения, то словесные термины "мужчина, хищные птицы, лиственные деревья, металл" дадут уже по 20 единиц раздражения; "человек, птицы, деревья" - по 15 единиц раздражения; "млекопитающие" - по 10 единиц раздражения, и затем волна иррадиации окончательно иссякнет, так и не достигнув границ словесных терминов "мир животных и мир растений" и тем более границ всеобщего словесного термина "материя", Вот поэтому из первых мной названных словесных терминов, включая термины "млекопитающие, птицы, деревья, металл", т.е. из тех, которые по существу своему приближены к единичным, головной мозг человека будет способен выработать соответствующее многообразие единичных логических понятий и оперировать ими, конечно, только в пределах их сферы. Тогда как из последних мной названных словесных терминов, т.е. из тех, которые по существу своему являются особенными и тем более всеобщими, - нет (см. схему № 12).
   Эта разновидность логического мышления присуща людям искусства и особенно писателям. Такие личности И. П. Павлов характеризовал как художественный тип.

г) Особенное или научное мышление

   18. Если головной мозг человека, обладающий только что разобранным мною типом логического мышления, бывает не в состоянии вырабатывать более объемлющие логические понятия, то он бывает не в состоянии и отвлеченно, т.е. абстрактно мыслить, а посему и заниматься научно-исследовательской деятельностью.
   Наличие же в речевом центре больших полушарий более сильной и тем самым более обширно охватывающей волны иррадиации раздражения с соответствующей ей концентрацией такому человеку даёт возможность выработать не только единичные, но и особенные понятия, как, например, "условный рефлекс, мир животных, органические и неорганические соединения, химия, физика, математика, интегральное исчисление и т.д." и логически оперировать ими, т.е. даёт возможность мыслить уже за пределами непосредственно воспринимаемых органами чувств явлений объективной действительности.
   Просматривая научные труды последователей учения И. П. Павлова, не трудно заметить их умственную ограниченность по отношению к трудам своего учителя. Хорошо, если тот или иной из них смог внести новый небольшой вклад в область только одной науки, т.е. в область только физиологии высшей нервной деятельности. Но дальше от этого вклада ни вправо, ни влево. А то даже и в данном случае сбиваются с пути к истине.
   Иное мы видим в трудах И. П. Павлова. Наличие более обширной иррадиации раздражения с соответствующей ей по силе концентрацией в речевом центре больших полушарий головного мозга дало ему возможность логически охватить весь организм и сделать переход от исследований пищеварения к высшей нервной деятельности животных.
   Такие личности И. П. Павлов характеризовал как мыслительный тип.

д) Всеобщее или философское мышление

   19. Но сделать переход от учения об условном рефлексе к науке логики и тем самым познать сущность мыслительных процессов и головной мозг И. П. Павлова оказался не в состоянии. Для этого было необходимо обладать ещё более сильной волной иррадиации и концентрации раздражения.
   Наличие предельной по силе волны иррадиации раздражения с соответствующей ей концентрацией в речевом центре больших полушарий головного мозга, способной охватить собой все без исключения словесные термины, употребляемые человечеством (см. схему № 13), даёт возможность такому человеку вырабатывать предельно-всеобщие, единые логические понятия, а посему вырабатывать и целую систему их, включающую в себя всё остальное многообразие единичных понятий (см. вновь схему № 9).

   Вот на основе этой разновидности логического мышления и возникла философия, которая охватывает собой почти все области знаний, созданных человечеством. Так, например, все учение Гегеля, т.е. его "Логика" (учение о бытии, о сущности и о понятии), "Философия природы" (механика, физика и органика) и "Философия духа" (учение о душе человека, о его сознании, о праве, о государстве, искусстве, религии и о самой философии), составляют единую, неразрывно между собой связанную философскую систему, названную им "Энциклопедией философских наук" /43/. Ведь философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.
   С переходом от оперирования единичными понятиями, к особенным и далее ко всеобщим сила логического мышления резко возрастает. Вот поэтому данное философское мышление присуще только самым сильным гениям, которых за всё существование человечества можно назвать буквально единицы. Таковыми прежде всего являются Аристотель, Гегель /44/ и классики марксизма-ленинизма.



Образование системы логических понятий На главную страницу Диалектическое мышление
Hosted by uCoz